Интервью с Артемом Манюхиным - Человеком года 2024 в чайной индустрии

"Я не чайный мастер, а фломастер!"

Артем Манюхин — самый молодой профессионал, удостоенный почетного звания «Человек года» в чайной индустрии. Идейный вдохновитель и создатель многих чайных проектов, фестивалей, владелец чайной, культуролог, автор научных работ про феномен китайской чайной культуры в России. Он считает, что самый передовой город в чайной культуре – его родной Ростов-на-Дону. У него на все есть свое мнение, он радеет за чайную культуру и намерен сказать свое веское слово в чайном образовании. Мы задали Артему много вопросов, но ответов получилось гораздо больше. Как у него хватает на все времени и сил, – загадка, которую попробуем частично разгадать в его ответах.

— Артем, как начался ваш чайный путь, и кто на него оказал влияние? Где набирали знания в чайной теме?

Если говорить о чайных школах и формальном обучении чаю, то я не проходил систематического обучения у какого-либо наставника. Мое знакомство с чаем началось в подростковом возрасте — я пью чай с 15 лет. В мир чая меня привел спорт: я занимался спортивными бальными танцами и искал источник энергии для тренировок. Так я впервые попробовал мате. Однако довольно быстро он мне наскучил.

Переломным моментом стало то, что нашей семье подарили набор чая «Ахмад» с гайванью. Меня заинтересовал сам предмет, и я пошёл в чайную, чтобы узнать, что это такое. Именно с этого момента начался мой путь в чайной культуре. Танцы я оставил, но спортивные качества — стремление к развитию, желание разбираться и добиваться целей — остались. Мне было недостаточно просто пить чай. Я захотел глубоко изучить сам напиток и всё, что с ним связано.

С 2014 года я начал самостоятельно читать, переводить материалы, покупать разные чаи и пробовать их. Это стало не просто увлечением, а важной частью моей жизни. Позже я поступил на культурологию, где написал и защитил диплом, а затем магистерскую работу по теме чайной культуры в России. Так мое увлечение обрело и научное направление, которому я продолжаю следовать.

У меня есть старшие товарищи, на которых я равняюсь и у которых всегда могу проконсультироваться — Артём Каханский, Виктор Енин, Андрей Шипулин, Владимир Быков, Виктор Ракшенко, Сергей Кошеверов и многие другие. Я активно читаю профессиональные материалы и общаюсь с представителями чайного сообщества по всей России.

— Вы очень быстро открыли свою первую чайную, чуть меньше, чем за месяц. Что послужило толчком для открытия?

Я не планировал открывать первую чайную – меня попросили. В то время я трудился в другом чайном проекте, учил китайский язык и планировал поступать на китаеведение. Однако в какой-то момент мои планы изменились, я решил уйти из проекта и снова направить свое внимание на научную деятельность. Тогда люди, которые за это время успели стать моими друзьями и постоянниками попросили меня открыть свой проект, так как разделяли мой подход к чайной культуре и хотели продолжать пить чай вместе. Так появилась моя первая чайная, мы открыли ее буквально за 10 дней, в первую очередь, для «своих». Там собирались те, кто уже разбирается в чае: сотрудники других чайных, ценители и люди, увлеченные чайной культурой

Позже появилась вторая чайная — уже с другим форматом. Это была чайная для дегустаций, мероприятий, экспертов и камерно-образовательного взаимодействия.

В прошлом году нам пришлось закрыть обе чайные, так как возникли сложности с помещением, да и поклонников нашего проекта стало настолько много, что мы попросту перестали помещаться в «прежних стенах». Это стало для нас сигналом к переменам. Мы начали искать новое место — и в итоге нашли его.

— Как оцениваете ситуацию с чайной культурой на сегодняшний день в Ростове?

В Москве, Питере и Ростове развитие чайной культуры началось одновременно, но сейчас Ростов лидирует по количеству чайных, по молодежи и возрасту входа в чайную культуру, по количеству событий и по кузнице кадров. Первая чайная волна в Ростове началась еще до Бронислава Виногродского. Потом Баста спел всем известную песню, и чайные стали расти как грибы. В Ростове было более 120 проектов офлайн, сейчас осталось 26, не считая домашних чайных и онлайн, кейтерингов и чая в кальянных. Сейчас появляется большое количество разных форматов — чайные бары, студии, шоурумы — всего хватает. Ростов — торговый город, и у нас тут все знают Да Хун Пао, Пуэр и Те Гуань Инь. У нас в Ростове пьют чай все — от школьников до депутатов и губернаторов. И к тебе в чайную открытого типа может прийти любой гость. Сейчас мы наблюдаем третью волну развития чайной культуры. В её фокусе — не эффекты и воздействия, как раньше, а глубокие знания: о происхождении сырья, технологиях производства и культуре.

 Это, наверное, и помогло родиться вашему проекту «Ча И» и девизу «О чае – честно и просто». Расскажите о нем подробнее.

У меня образовательная и визионерская функция. Культурология — философская дисциплина, и она учит меня общаться с разными людьми и научно подходить к вопросам. У меня есть понимание сельского хозяйства, эталонных вкусов, ассоциаций фермеров – где все имеет верификацию. Многие забывают, что чай — это продукт сельского хозяйства, и продают через мифотворчество.

Проект «Ча И» появился, потому что у молодежи постоянно возникали вопросы, а я старался простыми словами донести сложные вещи. Простота и глубина ближе друг к другу, чем кажется. Я помню, как у меня в юности тоже было много вопросов, и мне самому когда-то не хватало таких разъяснений.

Позже в рамках проекта «Ча И» появилась «Чайная ярость» — подкаст познавательно-развлекательного формата. Он стал ещё одним способом говорить о чае понятно, честно и с юмором. Параллельно я проводил множество бесплатных чайных школ — делился опытом, знаниями и старался делать чайную культуру доступной для всех.

Да, я занимаюсь коммерцией — это необходимо, чтобы поддерживать наши инициативы, развивать команду и реализовывать идеи. Но, на мой взгляд, ни один бизнес не может развиваться без концепции и миссии. Это опора, вокруг которой выстраивается всё остальное.

У меня много учеников, но если говорить про проект, то у меня четыре сотрудника. В нашем проекте нет клиентов, а есть гости и друзья, и они растут вместе с нами. Мы создаём пространство для общения, совместного развития и нетворкинга.

Что касается выбора чая в нашу коллекцию, то можно сказать, что это — коллективная работа. Пробники дегустируем не только я и сотрудники, но и гости чайной. Мы регулярно устраиваем мероприятия, на которых пробуем разные чаи, делимся впечатлениями и выбираем те, которые лучше всего раскрываются с учётом нашей посуды и воды.

— Как вы строите обучение ваших учеников?

Я разработал концепцию «Трёх треугольников понимания чая», чтобы упорядочить хаос, который сейчас существует в информационном поле. Это своего рода скелет, на который можно нанизывать «мясо» — детали, нюансы, практику. Эта структура помогает закрыть до 90% вопросов, с которыми обычно приходит потребитель. Благодаря ей человек получает не просто знания, а систему мышления, которую можно развивать.

Я предлагаю разные уровни обучения: Базовый — для тех, кто хочет подобрать чай для себя, понимать, что он пьёт. Продвинутый — для тех, кто хочет работать в чайной сфере. А также я помогаю запускать проекты «под ключ», включая разработку концепции, обучение персонала, подбор чая и посуды и многое другое. В своей работе применяю методы культурологии. Занятия провожу как онлайн, так и офлайн. Обычно нужно 10 занятий по 3 часа, чтобы «дать удочку» и научить «принципам рыбалки», по которым человек сможет дальше развиваться самостоятельно. Плюс — обязательная домашняя работа и набор пробников для закрепления материала.

Также провожу интенсивы, приезжая в разные города и обучая людей. Иногда обучение может длиться и три месяца. Все зависит от запроса.

Обучая сотрудников чайных, я требую от них умения анализировать, скорости реакции и креативности. Даже если человек пока еще ничего не знает о чае — в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы было желание учиться и немного масла в голове. За три месяца можно освоить многое.

Что касается сотрудников, то к нам в проект приезжают трудиться ребята со всей страны. У нас есть положение проекта и устав, в которых четко прописаны наши ценности, вектор развития, а также история чайной культуры в Ростове. Мы даем нашим сотрудникам опыт и компетенции, которые представлены далеко не во всех городах и регионах. Позже, когда птенцы вырастают, они должны лететь дальше – нести знания о чае в другие края и заражать интересом к чаю людей по всей России.

К инструментам проекта также относится Всероссийский чайный фестиваль «Кипяток Фест», который проходит два раза в год. Это единственный на данный момент специализированный фестиваль чайной культуры, нацеленный на развитие чайного комьюнити в России, обогащение вкусового опыта и знаний о чае, а также обсуждение и решение актуальных вопросов чайной индустрии.

В прошлом году мы ввели два новых уникальных формата чайных соревнований: турнир «У Во» и «Чайное Пятиборье», которые очень понравились как зрителям, так и участникам.

Мы вдохновились тайваньским форматом чаепития У Во и решили провести турнир без судей, где участников будут оценивать гости соревнований. 无我(wú wö) — изначально буддийский термин, который переводится на русский язык как «бескорыстный, самоотверженный», «отрекшийся от собственного «я». В контексте чайных соревнований, когда 64 гостя оценивают 12 участников, основная идея заключается в максимальной непредвзятости как оценивающих, так и самих участников.

Что касается Чайного пятиборья, то его главной целью является проверка скорости реакции, креативности, выносливости и коммуникативных навыков сотрудников чайной индустрии и чайных энтузиастов. В Пятиборье существуют такие номинации, как: «Легкая рука», «Высокая струя», «Скоростное заваривание», «Треш токинг» и «Чайная викторина». И еще у нас есть «Чайная миля» – это экскурсия по чайному Ростову, в рамках которой гости посещают пять чайных проектов. Это мероприятие предназначено для ознакомления жителей и гостей города с разнообразием форматов и подходов ростовских чайных

— Вы проводите уже несколько лет фестиваль «Кипяток». Как родилась идея и какой отклик?

Началось все с того, что мне для научной работы нужно было собрать интервью, а это был период коронавируса, и у нас ничего не происходило в Ростове. Тогда мы сделали первый онлайн фестиваль Tea Open Rooms в Zооm на 400 человек. Фестиваль длился 8 часов, было несколько спикеров, пара ди-джеев и круглый стол. Я бы сказал, что это был запрос на нового актора чайной культуры, и именно этот фестиваль ознаменовал начало «третьей волны».

Потом я стал проводить фестиваль «Кипяток» офлайн, потому что хотел восстановить передачу опыта от более старших поколений к молодежи. После коронавируса и следующих за ним политических событий, сфера чая спешиалти сегмента стала стагнировать, а процесс передачи опыта и компетенций между поколениями был нарушен. KIPYATOK FEST существует уже три года, продолжает привлекать новых любителей чая и знакомит их с историей чайной культуры в России и Китае.

Каждый год к нам приезжают все больше людей со всей страны. Фестиваль длится 3 дня, проходят разные соревнования и чаепития. В этом году фестиваль проходил 30 мая — 1 июня, участие в нем может быть на платной и бесплатной основе. Есть билет гостя и чаепития экспертов. Дети у нас тоже участвуют.

— В процессе коммуникации между людьми из разных регионов какие тенденции и проблемы наблюдаете?

Я вижу основную проблему в том, что те, кто занимается в России чаем, можно сказать, что не разбираются в чае. Я знаю, как и что происходит у ребят в разных регионах, так как раньше часто проводил прямые эфиры с чайными деятелями по всей стране, а также самостоятельно приезжаю в некоторые регионы, чтобы изучить ситуацию. Во время первого сезона «Чайной ярости» я поругался с некоторыми чайными проектами, так как решил пролить свет на многие проблемы и спекуляции в сфере чая, и некоторых это задело.

На мой взгляд, чай — подвижная культура, и тем, кто занимается чаем, необходимо все время развиваться, следить за трендами и совершенствовать свои знания. Я всегда говорю: «Старый — не равно мудрый». Ты либо двигаешься и перестраиваешься, либо ты мамонт, который вымирает. И сейчас важно перестроиться на третью волну. Волновые концепции культуры — это классика, которая есть и у кофе, и у чая. Большинство второй волны — это люди с зависимым поведением, с жесткими запретами, если мы говорим про провинцию. Третья волна — это про открытость к любой культуре напитка, взаимодействие с разными культурами, акцент на вкус, аромат и особенности культуры. В чайной культуре это еще про подачу и формат.

— Каковы ваши планы на будущее?

Самое важное — запуск образовательного курса. Прежде всего надо построить нормальную систему образования в сфере чая спешиалти сегмента. Без этого нам будет грустно – у нас заберут наш хлеб. Если не поменять подход к чаю, рынок не вырастет. У нас до сих пор нет нормального рынка чая спешиалти. Такой чай не занимает 18% рынка – всего 7% или 8%, по данным последних исследований. И пока рынок не вырастет — ничего не будет. Мы не должны ждать, пока нас вытеснят китайцы или кофейники.

— Как вы отнеслись к присуждению вам почетного звания «Человек года 2024»?

Звание «Человек года» — это подтверждение того, что Ростов приняли как чайную столицу и это достижение всей провинции, знак, что мы хорошо развиваемся и у нас много сторонников. Поэтому это не только моя заслуга, но и всех, кто разделяет наши ценности.
Ярких эмоций у меня по поводу победы не было. Конечно было приятно, что признали, для меня это не случайная победа, а многолетний труд. Поэтому все получилось по справедливости, и мне очень приятно, что все заслуженно. Это звание поможет мне еще больше развивать свое дело, личный бренд и образование в сфере чая.